Казачество
Настоящие донские традиции!
История казачества на территории Тацинского раойна берёт начало в станице Ермаковской, которая была образована по правительственному распоряжению 7 мая 1876 года.
Казачество
В многогранной истории Российского государства казачество играло особую роль. Роль казаков в истории огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование — все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.
Казаки эти набирались из вольных, нетяглых людей всех сословий, исключительно людей здоровых, расторопных, честных, удалых и отважных. Они со своими семьями освобождались от всяких повинностей, за службу получали денежное и хлебное жалование, а иногда и отдельные наделы земли. Вооружение же, лошадей и снаряжение имели свое собственное. Оружие их первое время состояло из копий, рогатин и сабель, но в царствование Михаила Федоровича они имели, кроме сабель и пик, еще ружья и по два пистолета. Форменной одежды установлено не было, каждый носил ту, какую имел. Обязанность их заключалась в том, чтобы постоянно быть на службе. Они делились на городовых или полковых, станичных, сторожевых и вожей.
Казаки станичники, сторожевые и вожи составляли станицы. Слово станица не определяло известное число людей, состав ее зависел от ее служебной деятельности: так она иногда состояла из нескольких человек с атаманом во главе и, наоборот, из нескольких сот человек. Они управлялись своими атаманами, но иногда находились под властью особых голов и воевод. Обязанность казаков-станичников заключалась в следующем: ездить вглубь степей, наблюдать за движениями татар по известным степным дорогам, называемым «шляхами»(«шлях» — большая проездная дорога) и «сакмами» («сакма» — след), перехватывать языки и доставлять вести воеводам и даже Государю, а в случае нечаянного набега ордынцев защищать пограничные города. Кроме разъездов в степи, они нередко обязаны были охранять известное пространство и о состоянии его подавать донесения, называвшиеся «доездными памятями», которые и оставлялись ими в известных местах, следующие же за ними казаки брали их и оставляли в свою очередь свои. Сторожевые казаки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты, носившие названия «притонов» и «сторожей».
Все эти казаки (станичники, сторожевые и вожи) за сторожевую службу получали особое жалованье, большее по сравнению с полковыми или городовыми казаками, и удовлетворялись от казны за все убытки и потери, могущие случиться в разъездах; лошади, сбруя и вооружение, при отправлении в степь, оценивались воеводами, которые эту оценку вносили в особые книги и по этим книгам выдавали вознаграждение в случае потерь и убытков.
Донское казачье войско и его власть на Дону
В середине XVI в. Донских казаков было еще мало. Они были рассредоточены по огромному пространству. К концу XVI века положение на Дону стало меняться. Заметно возросла численность казачества за счет людей, приходивших из России. Особенно это относилось к низовым донским городкам, в которых проживали сотни казаков. Казаки этих городков вели борьбу с турецким Азовом, а также организовывали морские походы. Это способствовало сплочению казаков, живших на Нижнем Дону.
В результате, в конце XVI в. Возникло низовое Войско Донское. На Верхнем Дону крепло стремление к вхождению в Войско, что позволяло более уверенно чувствовать себя перед лицом многочисленных противников.
В началу 20-х годов XVII в. Донское Войско уже существовало и охватывало не только низовые городки, но и всю территорию по Дону и его притокам, где проживали донские казаки. С этого времени окончательно оформилась структура войскового управления. Во главе Войска стоял единый выборный войсковой атаман, а не несколько самостоятельных атаманов, как это было во времена Смуты. Войско Донское было признано в Москве.
Войско Донское признавало себя единственной властью на Дону и решительно пресекало всякие попытки отделится от него. Все свидетельствовало о прочности войсковой власти и авторитетности ее среди казаков.
Войско Донское представляло собой объединение всего донского казачества в единую военную структуру. Кроме того, оно располагало властью в пределах своей территории. До поражения Разинского восстания в 1671 году, когда казачество на Дону было в очень слабой зависимости от русского государства, эта власть носила политический характер. Затем, по мере постепенного усиления на Дону позиций русского правительства, эта власть стала терять свой политический характер и превращаться в административную. Окончательно она стала административной после полной ликвидации остатков самостоятельного положения Дона, наступившей в 1708 г. В результате разгрома Булавинского восстания, которое происходило в годы правления Петра I. Политическое значение Войска Донского было возрождено после Февральской революции 1917 года. Сохранилось оно до января 1920 года, когда Дон был занят Красной Армией. С установлением советской власти Войско Донское было упразднено.
Начало возрождения донского казачества
Несмотря на огромные людские, материальные, культурные потери в страшные годы гражданской войны, раскулачивания, коллективизации, Великой Отечественной войны, донское казачество сохранилось и выстояло. Но ушедшее время и антиказачья политика государства не прошли для него бесследно. Большие изменения наблюдаются в сознании казаков и их потомков, в казачьей культуре, традициях и обычаях, быту. Многое было утеряно. В такой ситуации думалось, что донское казачество как таковое уже не существует. Однако в действительности это было далеко не так.
В донских станицах и городах, в поселках и хуторах Ростовской области проживало очень много казаков. Долгое время они не могли даже говорить о своем казачьем происхождении. Но большинство не забывало свои исторические казачьи корни и то, что они — казаки.
Кроме этого о существовании донского казачества, его богатой и самобытной культуре напоминали сохранившиеся в казачьих станицах и хуторах песни, танцы, обычаи.
Существовали официальные ансамбли песни и пляски донских казаков. Но главное было в том, что казаки всегда помнили о своем казачьем происхождении, о своей принадлежности к славному казачьему роду-племени. В конце 80-х гг. во многих городах и станицах Дона началась активная культурная и просветительская деятельность небольших по численности, но прочно объединенных казачьим духом и идеей возрождения казачества различных общественных и культурных казачьих организаций.
30 июня 1990 г. в Москве состоялся Первый Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором было объявлено об образовании Союза казаков.
В ноябре 1990г. в Ростове-на-Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона. Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского. Были восстановлены традиционные символы Войска Донского: донской флаг, донской герб и гимн казачества. Делегаты утвердили Программу и Устав Союза казаков Области Войска Донского. Первым атаманом донского Союза казаков был избран М.М. Шолохов.
Съезд (Круг) казаков Дона принял специальное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!».
И этот призыв был услышан казаками. Постепенно все больше и больше казаков начали активную работу по возрождению казачества. В истории донского казачества начался новый этап.